Екклесиаст дал нам хорошую и полную картину нашего существования, которую можно суммировать так: Жизнь пуста, она не желает подстраиваться под наши ожидания пользы от нее (1:2,3). И что теперь? Тут несколько вариантов: можно пуститься на все тяжкие, ведь жизнь коротка, и раз она пуста, то тогда надо взять от нее все, что можно. Можно начать жить просто для себя, своего дома – я не могу ничего изменить в этом мире, так что сделаю все, от меня зависящее, чтобы моя семья получила все необходимое в этой жизни. Можно вообще опустить руки и ничего не делать: зачем прилагать усилия, если в любой момент я могу оказаться пойманным в силки смерти (9:12).
Но к этому ли ведет нас автор этой книги? В этом ли замысел нашего Творца? Что хочет от меня автор этой книги? Как страх перед Богом, которому он учит нас, должен повлиять на мою жизнь здесь и сегодня?
Если посмотреть на глаголы в повелительном наклонении, встречающиеся в этой книге, то можно получить некоторое представление о том, что хочет внушить нам автор. На самом деле их немного:
— следи за своим поведением, когда идешь в дом Божий – приходи готовым на послушание (Еккл. 4:17, 5:1-5). Пусть слова твоих уст совпадают с намерениями твоего сердца, говори так, как будто Бог на самом деле слышит и слушает тебя.
— посмотри на дела Божии: кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай: и то, и другое сотворил Бог, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него (Еккл. 7:13,14). Автор заставляет нас оторвать глаза от нашей реальности и подумать, кто стоит за ней. Человек никогда не сможет выяснить, как сделать так, чтобы сделать свои дни постоянно счастливыми и плодотворными: на все есть свое время.
— Иди и ешь с удовольствием свой хлеб и пей вино с радостью… Носи свою лучшую одежду… Наслаждайся жизнью со своей женой…во все дни твоей суетной жизни, что дал тебе Бог под солнцем (Еккл. 9:7-9). Жизнь под солнцем непредсказуема, но дни этой жизни даны Богом, на то, чтобы мы наслаждались ею во всех ее аспектах.
— Пускай свой хлеб по воде… Раздели, что имеешь (Еккл. 11:1,2). Все нам дано для жизни нашим добрым Пастухом, мы должны наслаждаться Его дарами, и делиться ими.
— Сей семена… не смотри на противный ветер (Еккл. 11:4-6). Ты не знаешь путей Бога, от тебя зависит лишь сделать с семенами то, на что они были даны – а именно, посеять их. Мы не знаем, какие из семян могут прорасти даже в неблагоприятное время так же, как не знаем мы, каким образом Бог формирует кости ребенка внутри утробы (11:5).
— веселись, юноша…но знай, что за все это приведет тебя Бог на суд (Еккл. 11:9) – Бог хочет, чтобы мы радовались в этой жизни, но помнили о том, что нас ждет суд Бога.
— помни своего Создателя (Еккл. 12:1-6) – от самой юности и до смерти.
— берегись того, что сверх этих слов мудрости (Еккл. 12:12) – всех слов, записанных в этой книге, о пустоте и непредсказуемости этой жизни и о том, что нам в ней делать. Только эти слова, как стрекало Пастуха, направят тебя на истину и жизнь. Они – крепко вбитый гвоздь, который не даст тебе отвалиться, когда ты всем своим весом повиснешь на ней (12:11).
— бойся Бога и соблюдай Его повеления – благоговей перед Богом, сделай Его слово своим руководителем во всем. В этом, согласно этому автору, и весь долг человека (12:13,14).
Все эти повеления необыкновенно просты. Что может быть проще, чем просто встать утром и радоваться тому, что перед носом? Что может быть проще, чем просто наслаждаться хлебом, женой, работой? Что может быть проще, чем говорить Богу только то, что мы действительно намереваемся сделать? Разве так сложно удержаться и не навалить массу бессмысленных слов перед Богом? Что сложного в том, чтобы просто делиться тем, что имеем и распространять данное нам, невзирая на препятствия?
При своей простоте эти повеления невероятно трудны для нас. В нас крепко сидит непреодолимое стремление взять в руки бразды своей жизни и попытаться выпрямить кривизну в ней (7:13). Это стремление, каким бы бесплодным оно не было, в нас было заложено самим Творцом (1:13). Это оно толкает прогресс, и от него наш мир не похож на мир, в котором жили Ной и Моисей – во всех отношениях. В каком-то смысле в этом проявляется образ Бога, который мы носим. Но это стремление найти пользу в этом мире под солнцем – все равно что пытаться выгуливать ветер, согласно Екклесиасту.
И делать что-то просто ради того, чтобы делать, и не искать от этого пользы, очень трудно. Нам недостаточно просто работать, мы хотим стать лучше и успешнее, чем наш сосед. Нам невозможно быть довольным хлебом: нам надо сфотографировать нашу тарелку и заистаграммить ее, чтобы получить какое-то признание из этого обыденного момента. Мы во всем ищем смысл и пользу, эффективность каждого момента. Нам трудно отвязаться от своего «я» и в служении и не искать при этом какого-то результата – результата, который нам эта суетная жизнь не всегда желает произвести. Стремясь к нему, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с реальностью нашей ограниченности и беспомощности.
Почему же Бог просит нас сделать то, что для нас крайне трудно? Как радоваться в этой жизни, когда нет от нее никакой пользы? Как радоваться, столкнувшись со своей ограниченностью и присутствием тления в творении?
Екклесиаст уверен: секрет радости не в достижении результата, но в выполнении самого главного долга человека. Превыше всего человек должен бояться Бога, зависеть от Него полностью – и только это даст ему способность выполнять эти простые повеления и наслаждаться при этом жизнью (2:25). Только человек, знающий своего Пастуха и Его заботу о нем, может наслаждаться сегодняшними благословениями и не тревожиться о завтрашнем хлебе. Только с таким благоговением мы можем воспринимать друзей как дар, которые не обязаны дать мне то, что под силу только Богу. Только человек, хорошо знакомый с праведным Судьей, может простить прегрешения против него, в надежде, что однажды всякая неправда и кривизна будут исправлены. Только человек, доверяющий Всезнающему, Всесильному Творцу, может с терпением и верностью проходить как через бесплодные дни, так и обильные (7:14). Радость при осознании своей ограниченности и беспомощности возможна, потому что это понимание должно толкать нас на большую зависимость от Бога, чья сила воскрешает мертвых, чья милость неисчерпаема, чья истина неизменна, чье знание неиссякаемо и чья верность до небес. Такая вот зависимость от Бога ведет к жизни активной и верной, в ней нет места ни распущенности, ни фатализму. Страх перед Ним убережет наши падкие на идолопоклонничество сердца и не даст горечи пустить в них свои корни. Благоговение перед Богом не даст нам бояться людей или завтрашнего дня, и не позволит благоговеть ни перед кем, до тех пор, пока не придет Он, наш Творец, Пастух, Судья, и не приведет нас в Свою славу. Но и это повеление и долг невозможны для нас, и поэтому Бог обещал через пророка Иеремию, что Он пошлет в сердца людей Дух, который и научит их страху перед Богом (Иер. 32:39). Искупленные Христом и возрожденные через Его дух, мы имеем теперь эту способность.
Один комментарий на «“Как страх перед Богом помогает нам жить в этом кривом мире”»
[…] […]
НравитсяНравится