«Мама, если я буду себя хорошо в гостях вести, ты мне дашь за это конфету?»
Такой разговор недавно произошел у нас. Этот трюк я использую, когда мы ходим в магазин за покупками. Закупаться на нашу семью, плюс на гостей – дело долгое, поэтому мы используем своего рода пряник, чтобы всем было легче жить. Но этот принцип иногда начинает просачиваться и в остальные сферы жизни.
Когда я послушала ответ Екклесиаста на самый главный вопрос в жизни: какая польза человеку (матери) от всех трудов его, какими он (она) трудится под солнцем, то конечно же, многое в этой книге звучало очень знакомо, как будто он сидел на моей кухне за моим пошарпанным от частого вытирания столом и описывал мне мою жизнь. Нет ничего нового – все идеи о воспитании, служении, отношениях стары как мир. И вся моя работа по дому вертится по одному и тому же кругу, не принося видимого или длительного результата. Какой способ я бы ни придумала, какую фишку не переняла бы у подруги, все равно нет никакой гарантии на то, что все в моей жизни будет благополучно. Многое в жизни оперирует по принципу эффективности: если мне это не приносит желаемого результата, то лучше оставить. Мы желаем, но не получаем, а когда получаем – то нам надо навсегда. И лучше это состояние не опишешь, чем – суета сует и томление духа.
Но Екклесиаст не останавливается на этом ответе. Он подводит нас к одной из самых главных тем, выраженных в Библии, а именно – к тому, для чего создан человек. Человек создан на то, чтобы бояться Бога.
Как это должно выразиться в моей жизни? Вытру опять свой липкий стол и сяду поразмышлять, перед тем как снова начать готовку. Как это отразится на моих отношениях с детьми, друзьями, моим отношением к служению и мужу?
— зная, что в конечном счёте Бог все держит в руках, и даже мои непрестанные будни, от которых иногда едет голова (1:1-11), я буду принимать каждый день, как задание Бога на сегодня. Пусть ничего не изменится, и не будет никакой пользы. Делать и наслаждаться делом — мой долг перед Ним, независимо от результата.
— Я встречаю новую «фишку», новый хау-ту с щедрой долей скептицизма. Полки магазинов завалены книгами «7 шагов к ____», «5 дней___», «8 принципов___». Моя новостная лента заполнена советами о том, как быть успешным в том или другом. Екклесиаст помогает мне видеть реальность жизни – делай все, что от тебя зависит. Вливай себя и все свои силы в добро. Будь активным сеятелем. Но результат предоставь Богу: это Он даст время процветания, но и от Него будет сезон бедствия и бесплодности (3:1-8, 7:14). Бойся Его, потому что жизнь совершенно вне твоего контроля.
— Мне не трудно простить обиду: Бог судья и придет время, когда Он исправит каждую неправду и высветит то, что было сделано в истине. В отношения вкрадываются зависть и подозрение, и зачастую они разрушают отношения, несмотря ни на какие разговоры и молитвы. Какие бы усилия я не прилагала в дружбе, служении, работе: что-то повернется в сердце другого человека, и произойдет трещина, не поддающаяся моему контролю. Оказывается, недостаточно быть просто искренним. Но я послушаю Екклесиаста и буду искать активно мудрость и сеять семена истины – но буду в спокойствии от того, что изменить сердце другого человека я не могу.
— Я ожидаю трудности и рассчитываю на них, зная, что всему есть время — время приносить плод, и время разрушению. Наша жизнь тут будет всегда иметь оттенок «погони за ветром» — и это намеренно, чтобы мы могли увидеть проявление силы Божьей. Я буду готовить своих детей на жизнь, полную трудностей, и учить их зависеть от Бога в каждой проблеме, с которой они сталкиваются.
— Я буду ходить в стенах моего дома так, как будто Бог действительно существует и заслуживает самого настоящего благоговения. То, что я говорю с крыши, будет и за моими закрытыми дверями – с Его помощью и силой. А из этого следует, что
— Я буду постоянно обращать внимание своих детей на то, что их решения, действия и слова всегда находятся перед Богом. Они не просто выразили ненависть к своему брату: они высказали ее в присутствии Творца, который сотворил этого брата. Они не просто устроили скандал о своей прихоти – они возвели эту прихоть в идол и в результате лишили всех и себя покоя: это – прямое последствие замены Бога на идола.
— Я буду учить детей – и сама просить помощи для себя – послушанию, даже когда они ничего за это не получат. Мы слушаемся потому, что любим Бога и хотим угодить Ему. Он не очередная «фишка», обещающая нам благоденствие. Он – всесильный, святой и любящий Бог. И если я использую награду в некоторых случаях, чтобы установить привычку конкретного поведения в конкретной ситуации, я все-таки четко показываю, что за непослушание в этой ситуации будут последствия. Чтобы ребенок научился благоговеть перед Богом, он должен сначала научиться благоговеть перед родителем.
— В моем сердце будет царить покой посреди этого перевернутого мира. Когда мой ребенок, явно заслуживающий первого приза, пришел с пустыми руками, первое, что я скажу ему – Бог так распорядился, и в этом Он благ (9:11). Порадуйся за победителя и продолжай расти в этом спорте. Если ребенок пришел с первым призом, я опять таки обращу его внимание на то, что эта победа – от Бога, который позволил его мышцам совершить это и который радуется вместе с ним этому призу: в красоте его физической силы или в его музыкальных способностях видится Его образ, и это прекрасно.
— Я буду обращать внимание ребенка – и свое внимание – снова и снова на самую великую несправедливость и самое большое чудо, произошедшее под солнцем. Сам Бог ходил среди нас, почувствовал на Себе последствия нашего греха и умер за нас, праведник за неправедников. Он восстановил мир Своим телом и дал нам новый Дух, которым мы и можем теперь жить под солнцем, но с надеждой на искупление.
— и, наконец, я буду старательно искоренять из своего воображения образы детей, соответствующие моему собственному представлению о том, какими они должны быть, или мнению других людей о том, какими должны быть они. Эта яма не имеет дна, и убивает как меня, так и детей. А вместо этого буду концентрировать своё внимание на том, чтобы учить их выполнять ИХ самый главный долг — бояться Бога, благоговеть перед Ним, жить так, как будто Бог действительно существует и что Его слово — действительно является истиной.