До меня дошли ложные и горькие слова. Недобрые слова обо мне, сказанные в полтона, в уши доброго друга, который по своей мягкости взял да и прислушался к этим словам и передал их. И слова эти, как и все слова наушника, проникли в самое сердце: «Слова сплетен – как лакомые куски, что проходят вовнутрь чрева».

Другая жена пастора в другом городе сидела по другую сторону экрана на нашей встрече в зуме и ее волнение передалось даже через огромную между нами дистанцию: почему они так воспользовались нашей искренностью? Почему они просто выбросили нас как ненужную вещь?
Подруга в который раз пишет: бывший муж поносит ее за спиной и настраивает ее детей против нее.
Мой ребенок сталкивается с несправедливостью. Моя плоть и кровь ходит, отдельно от меня и испытывает на себе эгоизм людей, колючки этого мира там, где я не могу его заслонить собой.
И с телевизора и наших соцсетей на нас льются новости о разных случаях, от которых хочется перестать верить во все доброе.
И ответная, естественная реакция на это – гнев, обида, страх. Хочу разобраться тут вкратце в этих чувствах и посмотреть на то, что Бог хочет от нас в этом. Чувства, говорит в своей книге Аласдар Гроувс – дар от Бога, которые даны нам на то, чтобы –
— говорить нам и окружающим, что нам ценно
— двигать нас на действия в отношении происходящего вокруг нас
— помогать нам соединяться с другими в общении
— помогать нам приближаться к Богу и общаться с Ним
Несправедливость может вызвать целый комок разных чувств, к которым может еще и примешаться чувство вины за то, что этот клубок не только не разрешается самим собой, но кажется, только набирает обороты. Почему я не могу просто взять себя в руки и помолиться и обрести покой? О чем нам говорят эти эмоции и на что они нас толкают, и что нам с ними делать?
Гнев
В корне гнева лежит понимание, что произошла некая несправедливость. Это чувство толкает нас на ее разрешение — на желание наказать кого-то или что-то, чтобы восстановить справедливость. Гнев показывает, что какой-то стандарт был священным для нас и теперь он нарушен. Но так как мы существа ограниченные и пораженные грехом, то наше понимание справедливости подчас искажено и субъективно. И приемы, на которые способны мы, тоже не дотягивают до планки праведного Божьего суда — будь то молчание, пинок собаке, или крик. Поэтому Библия говорит нам, что гнев человеческий, хоть и является отражением Его способности гневаться на грех, не творит праведности.
Невозможность разрешить эту несправедливость и исправить поломанное-искореженное может привести к глубокому разочарованию, горечи и унынию.
Обида – чувство раненности и уязвленности от произошедшего – показывает нам, что было задето нечто драгоценное для нас: а именно, наша безопасность, чувство принадлежности, надежда на удовлетворение какого-то желания. Обида толкает нас на отдаление как самозащиту, изоляцию или агрессию.
Страх при произошедшей несправедливости часто проявляется как боязнь, что это произойдет снова, а также страх потерять контроль над ситуацией – ведь мы не смогли предотвратить эту несправедливость. Этот страх может оказаться настоящими силками, удерживающими нас от дальнейших попыток строить отношения, к недоверию.
Для того, чтобы разобраться, что нам делать, надо начать с того, что НЕ надо с этим делать.
Во-первых, нам не надо эти чувства игнорировать, но надо разобраться о чем они нам говорят. Наши чувства – это важная часть нас. Игнорирование этих чувств может привести к горечи – чувства никуда не денутся, а вопросы так и останутся без ответов. Бог дал нам выход: выливать эти чувства в Псалмах плача.
Во-вторых, нам не надо вестись у них на поводу: надо помнить, что чувства – только часть нас, они не определяют нас. Мы – больше, чем чувства! Надо разобраться, на что они толкают нас, и о чем они нам говорят. Хороший диагностический вопрос для этого – толкают ли они меня к Богу и людям, или наоборот?
В-третьих, нам не надо также игнорировать сам факт несправедливости. Бог призывает нас жить в истине и свете, что предполагает, что мы можем называть вещи своими именами. Часто мы вынуждены во имя спокойствия просто замять дело, или изменить формулировку так, чтобы произошедшее плохое не выглядело таким уж плохим. Иногда пострадавшие от насилия слышат, как окружающие, пытаясь принести утешение, минимизируют произошедшее: «по крайней мере, ты жива. Или – могло быть хуже. Ну и что, у всех так». Но не так с Богом: Он не закрывает глаз и не прикрывает грязную, сломанную реальность шаблонными словами. Он все выводит на свет, искупляя это и меняя нас в этом процессе, чтобы во всем были прославлены Он и Его благодать.
В-четвертых, нам также не надо, признав эту несправедливость, ударяться в цинизм, который уже не верит ни во что хорошее и не видит смысла ни в чем. Для детей Божьих, через что бы мы ни проходили, всегда есть смысл и надежда, потому что все происходящее имеет место из-за намерений живого, вечного, суверенного, благого Бога. Цинизм, высвечивая реальность такой, какая она есть, вычеркивает своей горечью другую реальность: реальность живого Божьего присутствия.
В-пятых, нам не надо забывать еще один факт. Страдания от несправедливости – естественное следствие жизни в мире, подчиненном «бессмысленности существования и тлению», которые также проявляются и через мою плоть. В наших страданиях нам нужны Божье утешение, терпение, силы и мудрость – но также и верный фокус: мой самый сильный и серьезный враг находится не снаружи, а в моем сердце. Давид Поулисон в своей книге «Милость Божья в ваших страданиях» делится о собственном опыте прохождения через сезон несправедливого поношения и говорит, что из-за греховности его сердца критическая ситуация настолько завладела им, что какое-то время он не видел ничего вокруг себя, кроме одного эгоцентричного желания каким-то образом оправдать себя, доказать свою правоту.
Итак, что же делать нам тогда с собой, когда приходится проходить через страдания, причиной которых является грех других людей? Об этом – в следующем посте.
3 комментария на «“Когда столкнулся с несправедливостью — 1”»
[…] ← Previous […]
НравитсяНравится
[…] два примера разговоров, которые происходят каждую неделю – либо на моей […]
НравитсяНравится
[…] — как страдальцев, которые живут в мире, подчинённом… […]
НравитсяНравится